Ответственность учредителей ООО: по долгам, при банкротстве, субсидиарная


Про ответственность учредителей и руководителей ООО

Про ответственность учредителей и руководителей ООО

Общество с ограниченной ответственностью или ООО — это организация, компания, фирма, учредителем которой может выступать физическое лицо, а также группа лиц. При создании ООО каждый из учредителей вносит в уставной капитал свою долю, выраженную в денежной сумме или ценных бумагах, имуществе.


Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими организации. Ответственность участников ООО находится в пределах их части уставного капитала.

Руководство общества с ограниченной ответственностью

Высший руководящий орган общества — общее собрание учредителей. Этот орган является обязательной частью любого ООО. Права и обязанности собрания учредителей определяются действующим уставом общества и законодательством.

Деятельностью общества управляет директор. Он назначается собранием учредителей. Законодательством учредителям предоставлена возможность создать Правление общества, Совет директоров.

Но создание этих органов не является обязательным требованием. Создавать или не создавать их – право учредителей ООО.

Обязательным органом общества является Ревизионная комиссия. Состав комиссии утверждается на общем собрании учредителей. Комиссия осуществляет контроль над финансовой деятельностью ООО, сохранностью его имущества.

Ответственность учредителей ООО

Законом № 14 –ФЗ от 8 февраля 1998 г. определено, что учредитель общества не несет ответственность по не исполненным обязательствам общества. Он отвечает за убытки в пределах уставной доли.

При этом полагается, что это не ответственность учредителя, а утрата им внесенного в качестве уставной доли имущества при неисполнении ООО своих обязательств.

Он отвечает по обязательствам только в случае его непосредственной вины в понесенных обществом убытках или неисполнении им обязательств (статья 3, п. 3 вышеуказанного Закона). Но вина учредителя в неисполнении обществом обязательств должна быть доказана в ходе судебного заседания.

Для учредителей предусмотрена административная ответственность за банкротство, преднамеренное или фиктивное, а также за неправомерные действия, совершенные во время процедуры банкротства (Статьи 14.12 , 14.13 КоАП). За деяния, квалифицируемые УК РФ, учредители отвечают в установленном порядке.

Руководители

какая ответственность у учредителя  и руководстваООО К руководителям ООО относятся директор, его заместители, главный инженер (если общество занимается производственной деятельностью), главный бухгалтер.

Каждый отвечает в пределах своей компетенции. Не может быть наказан заместитель за действия главного бухгалтера, приведшие к убыткам. И наоборот.

Ответственность за действия того или иного должностного лица определяется действующим законодательством и уставом организации. Наложенные взыскания могут быть, начиная с устного выговора и заканчивая увольнением, возмещением понесенного обществом ущерба, частично или полностью, путем удержания из заработной платы и полного разового погашения убытка.

Наложение взысканий частью находится в компетенции общества, частью в компетенции суда. Например, в судебном порядке должно быть доказано, что действие или бездействие того или иного должностного лица привели к значительному материальному ущербу, банкротству. Уголовное наказание при совершении ими противоправных действий может быть применено в общем порядке.

За что может быть наказан директор

Деятельность любой организации, фирмы, компании построена на принципе единоначалия. То есть во главе организации стоит человек, который осуществляет оперативное управление ею и отвечает за всю ее деятельность.

В нашем случае — директор, назначаемый собранием учредителей. Директор может быть наказан за действия, в результате которых организация понесла материальные и, не дай Бог, людские потери, повлекшие за собой банкротство ООО.

Директора могут привлечь к ответственности за действия, нарушающие уставные нормы организации или нормы законодательства, халатное пренебрежение своими обязанностями, превышение должностных полномочий и, наконец, к уголовной — за деяния, носящие криминальный характер.

Директор солидарно отвечает вместе со своими подчиненными, например, за нарушения финансовой дисциплины, нарушения технологического цикла.

В зависимости от нарушения, допущенного руководством ООО или им лично, директор может привлекаться к административной, материальной, уголовной ответственности.

К административной ответственности директор привлекается в случаях нарушения норм охраны труды, режимных норм, отсутствия у организации лицензии или допуска к определенным работам, нарушения правил пожарной и санитарной безопасности.

Материальная может выражаться в виде штрафов или иных взысканий. Штрафы могут накладываться на директора в том случае, если ущерб, понесенный организацией, является небольшим. Во всех остальных случаях взыскание накладывает суд.

За доказанные судом противоправные деяния с директора могут взыскать убытки, директор может быть лишен свободы, с отбыванием наказания в колонии, с выплатой штрафа или без оного, с возмещением нанесенного ущерба. Кроме этого его могут лишить права занимать руководящие должности бессрочно или в течение определенного срока.

Видео о том, за что отвечает директор:

Ответственность учредителя по долгам ООО

Учредитель может нести ответственность в случае, если его решения или действия привели ООО к банкротству или за понесенный организацией ущерб. При этом взыскание накладывается не только на уставную долю учредителя, но и на личное имущество, и денежные средства.

Привело ли такое действие к ущербу или банкротству должно быть доказано в суде. Суд определяет и взыскание, которое должно быть наложено на виновника. Если учредитель является одновременно и руководителем организации, то он несет полную ответственность за свои действия личным имуществом, в том числе и уставной долей.

Субсидиарная ответственность учредителя ООО

Учредители несут ответственность своим уставным капиталом. По текущим обязательствам ООО они ответственности не несут.

Субсидиарная ответственность учредителей возникает в случае, если их вмешательство в хозяйственную деятельность повлекло за собой банкротство ООО или нанесло значительный ущерб организации. В этом случае он возмещает ущерб и своим личным имуществом.

В ГК Российской Федерации определяется, когда наступает субсидиарная ответственность и порядок ее применения (статьи 56 и 399, п. 1 соответственно). При этом указано на необходимость доказывать, что именно действия учредителя привели к банкротству или убытку. Если в суде это не будет доказано, то субсидиарная ответственность не наступает.

Если кто не знает, договор цессии это уступка прав требования долга в пользу третьего лица.

Про обязанности менеджера по закупкам товара — подробнее.

Обязанности менеджера по рекламе — http://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/kadry/sotrudniki/obyazannosti/menedzhera-po-reklame.html

Ответственность при банкротстве

При банкротстве ООО или его ликвидации учредитель отвечает по обязательствам организации только в пределах своей уставной доли. Если, конечно, не будет доказано в суде, что именно его действия привели к банкротству. В случае если уставная доля участником общества не внесена полностью, то остаток по сумме взыскивается дополнительно.

Видео: следует разделять долги учредителей и ООО

Поделиться:
25 комментариев
Яна 01 февраля 2017

Доброго времени суток!!! Спасибо вам большое за видео. Вопрос. Директор (ООО Иван.Иваныч) подписал договор займа сам с собой (физ.лицо Иван Иванович) до миллиона за пол года не одной сделки только займ. Когда пришл этот директор (И.И.) то у ООО не было долгов Бухгалтер по приказу есть и вроде нет договор не дали только приказ. Как быть учеридителю? Принять решение на смену директора с формулировкай о не доверии к И.И. И о создание комесии.?

Яна 01 февраля 2017

Доброго времени суток!!! Спасибо вам большое за видео. Вопрос. Директор (ООО) подписал договор займа сам с собой (физ.лицо Семён семенычь) до миллиона за пол года не одной сделки только займ. Когда пришло этот директор (И.И.) то у ООО не было долгов Бухгалтер по приказу есть и вроде нет договор не дали только приказ. Как быть учеридителю? Принять решение на смену директора с формулировкай о не доверии

Банкрот 24 января 2017

интересно, но есть вопрос: я зарегистрировал ООО, открыл расчетный счет, заключил договор купли-продажи и договор подряда, выполнил работы, получил деньги на счет, провел все как з/п и премии. и реши не платить НДС и НДФЛ ни за что и ни за кого. у меня образовалась задолженность по налогам ндс (6-13%) ндфл и тп. пара лет максимум и меня подают на банкротство ФНС, я согласен, пусть я банкрот, потеряю свой Уставный капитал. И ВОТ ТУТ ВОПРОС: учредителю ничего не грозит, но вот руководитель и директор допустили такую ситуацию, какая ответственность им грозит? Спасибо за внимание

Делать дело 13 октября 2016

Виктор, обратитесь к юристу на месте - любые шаги в такой ситуации лучше делать обдумано, понимая к чему они могут привести. Если Вы сможете доказать, что этот бордюр укладывал именно в этом месте именно Ваш контрагент, а экспертиза докажет, что именно этот бордюр изготовлен на Вашем предприятии, то возникает вопрос к Вашему контрагенту - откуда он его взял (если у него нет документов)? В этой ситуации (как версию) можно предположить, что Ваш контрагент бордюр украл с Вашего предприятия... Может быть есть смысл Вам встретиться с руководителем этой организации и решить вопрос не доводя его до суда? Но в любом случае посоветуйтесь с юристом (с предоставлением полной информации и документов).

Виктор 13 октября 2016

Документально не подтвержу, свидетели есть.. Они брали бордюр для благоустройства территории - бордюр лежит.. Есть смысл их припугнуть ст.159 и жалобой в СК и прокуратуру?

Делать дело 13 октября 2016

Виктор, так и хочется в первую очередь сказать - как Вы такое допустили и почему не озаботились этим вопросом ранее? ... ... но давайте исходить из того, что есть. Ваша задача в этой ситуации собрать доказательства (в виде документов и показаний свидетелей) поставки товара указанному контрагенту.

Виктор 13 октября 2016

Доброго времени суток! Такой вопрос - 2 года назад наше ООО поставило товар другому ООО на 200000,документы(счет,торг12 ) были переданы менеджером и назад не вернулись,т.е. у нас нет подписанных контрагентом наших экземпляров. По истечении 2ух лет поступает звонок от их бухгалтера с требованием возврата денежных средств,так как они от нас ничего не получали,товара нет и потверждающих документов тоже,с угрозами подать в суд.. мои действия,как директора ООО?

Делать дело 23 сентября 2016

Аслан, чтобы не было проблем, следует изыскивать возможность вовремя оплатить штраф или оспаривать этот штраф, если Вы считаете (и сможете это доказать), что он наложен несправедливо.

аслан 23 сентября 2016

а что делать если на ООО наложен штраф, сумма которого многократно превышает стоимость всего, что находится на балансе ООО?

кристина 15 сентября 2016

Не легко приходится нам Директорам, все решения принимают учредители а мы их исполняем, и несем за это ответственность.

Алексей 15 января 2016

какую ответственность я несу как директор ооо

Иван Шевелев 06 декабря 2015

Во всех бедах ООО всегда будет виноват директор и каждый директор это знает. И я бы советовал иметь грамотного юриста на стороне, а не внутри предприятия.

Иван Анатольевич 01 декабря 2015

Мы все знаем, что ООО несет свою ответственность в пределах его уставного капитала и имущества находящегося на его балансе. Ответственность учредителей, также (за исключением судом доказанных умышленных действий) не выходит за размер уставного капитала, находится в пределах его доли. Поэтому хочу дать совет, если ваша организация заключает договор с каким-то обществом на крупную сумму, посмотрите баланс этого общества. Если уставный капитал всего 10 тыс. руб., а имущество на балансе общества отсутствует, не заключайте договора на крупные суммы. Такие сделки нечем не обеспечены.

Anna 10 сентября 2015

Директор компании отвечает по закону только в том случае, если он всего лишь пешка, нанятый работник, чтобы прикрыть того, кто на самом деле виновен.

елена 10 сентября 2015

Если ООО взяв кредит в банке не может его выплачивать кто несет за это ответственность учредитель или директор и каким имуществом уставным капиталом или личным имуществом?

Алена 20 августа 2015

Также судимся с ООО, уже почти год не поставляет товар и не возвращает деньги. Исполнительный лист на руках, но приставы ничего взять не могут... уставной капитал всего 10 тыс. Так помимо на, еще пострадали 4 фирмы! И также ждут выплаты, но все бестолку... Может коллективная жалоба в прокуратуру поможет? Кто-нибудь сталкивался с подобной ситуацией?

наталья 23 июля 2015

Я посудилась с одним ООО, директора никогда не видела, везде выступал представитель. Фирма в налоговой числится давно, до этого подозрений не вызывала. По исполнительному листу пристава не работают, т.к. взыскать ничего не могут, долг около полумиллиона, а уставной капиталл 10 т.р. Кроме этого интересы директора везде и всегда представляет один и тот же человек по доверенности. Адрес у ООО фиктивный, повестки отправлялись на домашний адрес должника, опять же получал их представитель. Пристава бездействуют, имущество за два года моих хождений к приставам уже переписано с ООО на представителя. Что делать?

Елена 06 июня 2015

Вот про ответственность. Я думаю, многие слышали о постоянных спорах о возможности введения уголовной ответственности не только для руководителей и их заместителей ( в зависимости от обязанностей) , а в целом для юридического лица, в частности ООО. Тоже очень интересный вопрос.. Так как к банкротству может приводить не один только директор, а несколько человек своими слаженными действиями.. Но, боюсь, не скоро наш законодатель выработает новое правило.. Увы.

Наталья 23 марта 2015

Подскажите, какую ответственность может нести руководитель, если на нашем предприятии заработная плата выплачивается с задержками. Как можно решить такой вопрос? Не знаю, стоит ли обращаться в трудовую инспекцию, ведь это будет грозить увольнением. Работнику сейчас трудно общаться с руководителями, так как у них часто один ответ: «не нравиться – увольняйся». У нас в городе трудно найти хорошо оплачиваемую работу, особенно женщинам.

Дмитрий 02 марта 2015

Не совсем согласен с мнением Светланы. Учредитель так же может нести ответственность за действия директора. Все же директор назначается общим собранием учредителей, а значит они солидаризируются с ним в ответственности и доверяют ему.

Алексей 30 января 2015

Такая организационно-правовая форма юридического лица как ООО позволяет строить предприятие на уставном капитале в 10000 рублей. С одной стороны, это делает процесс ведения бизнеса более доступным для малых форм, с другой, резко ограничивает ответственность по финансовым обязательствам. В случае банкротства можно будет взыскать денежные средства (при наличии), собственное имущество ООО (если таковое будет) и уставный капитал 10000 рублей. Этим часто пользуются нечистоплотные дельцы и создают "фирмы-однодневки", "фирмы-прокладки" для увода денег, освобождения фирмы от долгов путем заключения договора цессии, получения и невозврата кредитов. Конечно все эти действия являются незаконными по сути, и иногда даже содержат признаки нескольких составов экономических преступлений. Однако фактически доказать это часто оказывается невозможным, поскольку юристы очень грамотно составляют документы, и эти действия оказываются в рамках закона. Следовало бы законодательно увеличить минимальный размер уставного капитала для того, что бы фирмы-пустышки не плодились как грибы после дождя. Наибольшую ответственность несет, конечно, директор и главный бухгалтер. Их могут привлекать к ответственности даже после увольнения из ООО в течение определенного периода.

Иван Платонов 08 января 2015

В нашем ООО два учредителя. У меня 30%, у директора 70%. Предприятие занимается заготовкой и переработкой древесины. Дела идут из рук вон плохо. Я так понимаю, что директор умышленно подводит дело к банкротству. Все условия для работы производства имеются. Дело иногда доходит до абсурда. Как потом в суде мне доказать, что к банкротству директор привел предприятие умышленно?

Наталия 07 января 2015

У меня другая ситуация. Директор намеренными действиями банкротит ООО. Мои возражения, как участника, его не интересуют. Полностью отстраняет меня от участия в работе ООО. Присоединяет объекты торговли, т. е. магазины к другой организации. При этом общего собрания не собирается. Мои пять обращений в прокуратуру всех уровней ничего не дают. Ответы только о том, что это внутрихозяйственные дела ООО. Даже моя часть уставного капитала мне не возвращена. Вот как бывает.

Игорь 06 января 2015

На самом деле, если учредитель ООО не является должностным лицом, т.е. не работник или не руководитель данного предприятия, то по закону к ответственности его привлечь как должностное лицо невозможно. Однако он может быть привлечен к ответственности как гражданин. Это тоже не следует забывать. Вообще, общество с ограниченной ответственностью с точки зрения ведения бизнеса - достаточно удобная форма, поскольку здесь учредители отвечают по долгам предприятия только в пределах своих долей в уставном капитале. Чего конечно нельзя сказать, например, об индивидуальных предпринимателях, которые отвечают всем принадлежащим им имуществом.

Светлана 31 декабря 2014

По сути директор компании несет основную ответственность. Доказать вину учредителя очень сложно. Но для того, чтобы обезопасить себя в случае надобности принятия непопулярных решений и мер, лучше подстраховаться протоколом собрания учредителей. Директор вправе направить каждому уведомительное письмо с просьбой о необходимости общего собрания по какому-либо вопросу. Тогда уже учредители подписывая протокол принимают решение, а директор является лишь исполнителем и в случае вопросов со стороны правоохранительных или других органов всегда может заявить, что действовал на основании решения учредителей.

Добавить комментарий