Геймификация в бизнесе

Сейчас все больше работодателей и предпринимателей ищут новые возможности для того, чтобы повысить привлекательность своего бизнеса, и геймификация является отличным способом решить сразу несколько задач одновременно. В целом, геймификация — это превращение любого процесса в игру, что позволяет увеличить вовлечение участников в этот процесс. Таким образом, геймификация в бизнесе может использоваться в различных целях и самыми разными способами, и знать об особенностях ее применения следует любому руководителю или менеджеру по персоналу.

Геймификация — что это такое

Слово «геймификация» — это производное от английского слова game, которое означает игра. Соответственно, геймификация — это превращение какого-либо процесса, который изначально не является игровым, в подобие игры. Такой подход впервые был описан в качестве бизнес-инструмента в 90-х годах, и сейчас становится все более популярным в самых разнообразных аспектах ведения предпринимательской деятельности и управления персоналом.

Несмотря на свою относительную новизну в сфере управления персоналом и ведения бизнеса, сам процесс геймификации был известен человечеству издревле. Так, игры как метод обучения использовались с самых древних времен. Более того, игра, как одна из методик обучения молодняка, используется и животными — практически все детеныши млекопитающих регулярно играют друг с другом и с родителями, вырабатывая при этом необходимые в дальнейшей взрослой жизни навыки. Сейчас в большинстве развитых стран все больше учебных заведений озадачиваются вопросом геймификации обучения как наиболее удобного и комфортного для самих детей способа получения новых знаний и умений.

В русскоязычной среде также часто в качестве синонима геймификации используется слово «игровизация». Однако данное слово чаще всего употребляется не в контексте ведения бизнеса, а именно в сфере обучения детей, хотя имеет точно такое же значение — превращение изначально неигрового и не интересного процесса в увлекательную игру.

В первую очередь, сама по себе геймификация и ее принципы могут быть интересны непосредственно работодателю как собственнику или генеральному директору компании, так как он может, во-первых, — обеспечить широкомасштабное внедрение ее в деятельность субъекта хозяйствования, а во-вторых — может применять ее в различных аспектах ведения бизнеса. Однако полезно будет ознакомиться с ее принципами и другим сотрудникам, например, работникам отдела кадров и службы HR, менеджерам по продажам и простым трудящимся, которые ищут способ повысить свою эффективность и увеличить свой доход и полезность для предприятия.

Геймификация в бизнесе — несколько вариантов использования

Как уже было упомянуто ранее, геймификация в бизнесе может применяться с различными целями. При этом руководитель может использовать только один инструмент геймификации для решения четкого спектра задач, а может применять их все вместе. Всё зависит от конкретных потребностей отдельного субъекта хозяйствования — как и любые решения в рамках ведения предпринимательской деятельности здесь сугубо индивидуальны и требуют такого же персонализированного подхода с учетом всех тонкостей и нюансов. К основным задачам и процессам, которые могут быть улучшены при помощи методик и инструментов геймификации можно отнести следующие аспекты хозяйственной деятельности:

  • Обучение персонала. Повышение квалификации сотрудников путем проведения тренингов работников и иных методик обучения, может сопровождаться использованием геймификации. Сейчас многие современные тренинги, особенно направленные на повышение сплоченности коллектива и развитие личностных качеств сотрудников предусматривают масштабное использования игровых элементов в процессе обучения, чтобы повысить восприимчивость работников к новым знаниям и навыкам. Более того, геймификация дает возможность дополнительно мотивировать работников и сделать сам процесс обретения новой информации более интересным.
  • Управление персоналом. Элементы геймификации в управлении персоналом предоставляют работодателю, руководителю и менеджерам по персоналу огромные возможности в рамках решения как тактических, так и стратегических возможностей по использованию кадровых ресурсов. Повышение эффективности труда, лояльности к бренду, укрепление корпоративного духа и HR-брендинг — лишь малый спектр задач, которые могут быть решены с помощью геймификации рабочего процесса.
  • Работа с клиентами. Многие современные компании, особенно в информационной сфере, все чаще используют геймификацию в рамках взаимодействия с клиентами. Такой подход может значительно повысить вовлеченность потребителей и их заинтересованность во взаимодействии именно с конкретной компанией, а не с её конкурентами. Причем геймификация при подобном подходе также может быть реализована различными способами и методиками, решая разные задачи по работе с пользователями товаров или услуг.
В современных условиях геймификация в первую очередь подразумевает заимствование основных механизмов вовлечения аудитории из компьютерных и мобильных игр, однако не ограничивается сугубо ими. Более того, большинство алгоритмов все же претерпевают значительные изменения в процессе адаптации их под решение неигровых задач.

Основные принципы геймификации — как она происходит

Прежде чем рассматривать конкретные примеры использования геймификации в бизнесе, лучше всего будет ознакомиться с основными принципами, на которых она базируется. Для того, чтобы понимать базовые составляющие этого процесса нет необходимости изучать теорию игр или иметь профильное образование. Так, практически всегда геймификация обеспечивает повышение вовлечения за счет следующих особенностей игр, как явления в целом:

  • Конкуренция. Одним из принципов геймификации, который, в то же время, может использоваться не всегда, но однозначно будет повышать вовлечение клиентов или работников предприятия, можно назвать создание искусственной конкуренции. Возможность похвастаться игровыми достижениями с другими участниками проекта, сравнить свой прогресс с прочими людьми — все это однозначно повышает интерес к продукту в целом.
  • Возможность. Каждый вовлеченный в процесс игры человек, должен понимать, что он может добиться в ней самых лучших результатов, и все здесь будет зависеть только от его действий. Неважно, каковы условия игры, главное — возможность присоединиться к ней и получить «карт-бланш» на достижение успеха, насколько он бы ни был реально далеким от конечного пользователя.
  • Обратная связь. Одно из главных достоинств геймификации как бизнес-инструмента — возможность регулярного и быстрого получения легко обрабатываемой обратной связи, будь это обратная связь со стороны сотрудников компании, или же со стороны её клиентов. Анализ такой информации может очень хорошо помочь в ведении предпринимательской деятельности — как предоставив нужные сведения отделу менеджмента по персоналу, так и сообщив информацию о ситуации на рынке маркетинговому отделу.
  • Азарт. Залог успешной геймификации любого процесса — создание механизмов, возбуждающих азарт. Это может быть как привнесение в игру различных элементов случайности, на которые может надеяться конечный пользователь геймифицированного процесса, так и непосредственно вышеупомянутая конкуренция и возможность выделиться из остальных участников.
  • Вознаграждение. Любая игра, если она используется для замещения собой неигрового процесса, должна заинтересовывать игрока каким-либо вознаграждением, и лучше всего, если оно может быть представлено не только в виде виртуальных наград и поощрений, но иметь и какую-либо реальную ценность, дополнительно мотивирующую к участию в игре.

Как использовать геймификацию в управлении персоналом

В сфере управления персоналом геймификация является очень полезным для любого руководителя инструментом. В первую очередь, основным достоинством ее в этом аспекте ведения деятельности можно назвать создание дополнительного инструмента мотивации работников. При этом, данная мотивация может оказаться намного сильнее, чем даже прямое повышение заработной платы трудящихся.

Одной из основных задач, перед внедрением геймификации для управления сотрудниками, является постановка целей, которых хочет добиться работодатель или руководитель за счет таких действий. Еще на этапе принятия решения о необходимости геймификации, необходимо четко осознавать желаемый результат, который должен быть получен в итоге. Такими целями могут быть:

  • Повышение эффективности труда. Привязка эффективности деятельности сотрудника к какому-либо игровому процессу, создание при этом дополнительных игровых элементов мотивации и воздействия на сотрудников могут значительно повысить результативность использования трудовых ресурсов по отношению к расходам на них со стороны компании.
  • Улучшение сплоченности коллектива. Геймификация может использоваться как инструмент для благоприятного изменения психологического климата в коллективе — такой подход может значительно уменьшить риск возникновения конфликтов и мотивировать сотрудников на позитивное взаимодействие друг с другом.
  • Оценка труда. Элементы геймификации в рабочем процессе значительно упрощают для работодателя сбор статистики о деятельности работников, что дает возможность более эффективного управления деятельностью персонала, а также легкого определения наиболее полезных для компании трудящихся.
  • Повышение лояльности к бренду и укрепление корпоративного духа. Сам факт превращения хотя бы части рабочего процесса в игру уже значительно снижает стресс работников и создает определенную нематериальную ценность работы в конкретной компании — работники уже вовлечены в игру и им может не хотеться бросать интересное занятие даже если другой работодатель может предложить более выгодные условия.

Геймификация при работе с клиентами — повышайте продажи

Каждый субъект хозяйствования за счет применения геймификации во взаимодействии с клиентами может значительно повысить их вовлеченность в деятельность компании и лояльность к бренду, а значит — и повлиять на рост уровня продаж товаров или услуг. Конечно, в этом вопросе так же следует определить основные направления и задачи, которые будет решать геймификация, однако в целом, основная задача остается единственной — повышение прибыли компании тем или иным образом.

Самым простым способом геймификации отношений с клиентами можно назвать предоставление им дисконтных карт с накопительной скидкой. Набор определенного количества условных «баллов» приводит к увеличению скидки на определенный процент — это мотивирует покупателей делать больше покупок, покупать чаще и увеличивать размер среднего чека.

Кроме этого, многие современные компании предлагают своим клиентам собственные мобильные приложения, которые значительно усиливают связь с потребителем. С помощью мобильного приложения можно своевременно оповещать клиента о новых предложениях компании. Также, там могут содержаться различные элементы интерактива, способствующие рекламе компании и привлечению клиентов. Например, хорошо может зарекомендовать себя идея дополнительного поощрения клиентов, которые поделятся приложением со своими знакомыми в социальных сетях.

Примеры решений по геймификации бизнеса и практические рекомендации

Рассматривать конкретные способы геймификации бизнеса лучше всего на общеизвестных и доступных для ознакомления кейсах известных компаний. Это позволит наглядно ознакомиться с реализацией принципов игровизации рабочего процесса и обслуживания клиентов и даст возможность оценить весь потенциал подобного подхода.

С точки зрения продаж хорошим примером геймификации может стать площадка продажи товаров из Китая AliExpress. Там есть большое количество интересных игр, которые позволяют получить виртуальную валюту. При этом данные игры мотивируют ежедневно посещать сайт компании или запускать мобильное приложение, а за виртуальную валюту можно получить значительные скидки на широкий спектр товаров либо вовсе приобрести их практически бесплатно. При этом обеспечивается дополнительное взаимодействие с поставщиками, готовыми предоставлять эти бонусные скидки для самых активных и наиболее вовлеченных покупателей AliExpress.

В вопросах же управления персоналом, примером геймификации рабочего процесса можно назвать работу в международной сети ресторанов быстрого питания McDonalds. Конкуренция за звание лучшего работника месяца — хороший пример простой и при этом эффективной геймификации труда. Конечно, во многих компаниях геймификация используется куда более широко и глубоко, вплоть до разработки специальных приложений сугубо для внутреннего пользования среди трудящихся.

В целом же, касательно внедрения геймификации в бизнесе, следует прислушаться к ряду общих рекомендаций. Эти простые советы помогут достичь наилучшего результата и не совершать распространенных ошибок:

  • Рассчитывайте расходы и ожидаемый доход от геймификации. Нет смысла вводить геймификацию, если она в конечном итоге не повлияет на успешность ведения экономической деятельности компании. Если расходы на игровизацию рабочего процесса не приведут к росту доходов и тем более, будут превышать их в том числе и в долгосрочной перспективе — лучше отказаться от этой идеи.
  • Геймификация для бизнеса, а не бизнес для геймификации. Необходимо следить, чтобы геймификация не превратилась в самоцель для сотрудников и потребителей. Конечная задача этого процесса — увеличение эффективности деятельности компании, поэтому геймификация тем более не должна отвлекать сотрудников от работы или мешать ее выполнению, либо отпугивать клиентов и заставлять их забывать о необходимости приобретения товаров или услуг.
  • Изучите законодательство. Предоставление дополнительных преференций работникам или продажа клиентам товара по минимальной цене либо предоставление его в дар должны происходить в строгом соответствии с законодательством. Поэтому процедуру геймификации следует заранее обсудить не только с разработчиками идеи, отделом маркетинга и HR-отделом, но и с юристами компании, чтобы они подготовили наиболее правильный с правовой точки зрения механизм внедрения игровых элементов в деятельность компании.

Преимущества и недостатки геймификации в бизнесе

Как и любой подход к работе с клиентами и трудящимися, геймификация обладает не только позитивными сторонами, но и недостатками. Их в обязательном порядке следует учитывать, прежде чем прибегать к всестороннему использованию игровых методик. К позитивным сторонам геймификации можно отнести:

  • Повышение мотивации. Правильная геймификация как рабочих процессов, так и взаимодействий с клиентами, значительно повышает их мотивацию совершать целевые действия, за которые они получат игровые вознаграждения, а компания — ожидаемый результат.
  • Укрепление вовлеченности. Вовлеченность сотрудников и покупателей в деятельность компании, пускай и через игру, значительно повышает их лояльность к бренду и позволяет использовать игры в качестве еще одного канала рекламы и продаж товаров и услуг для компании.
  • Улучшение репутации компании. Компания, которая предоставляет своим работникам и покупателям возможность развлекаться — всегда будет более привлекательна, чем конкуренты, не уделяющие вопросам игровизации никакого внимания.

К негативным аспектам, которые несет геймификация, относятся следующие ее особенности:

  • Высокие затраты. Полноценная геймификация, особенно в рамках создания сложной игровой системы и внедрения ее во всей корпорации, может повлечь за собой очень высокие расходы, которые следует учесть еще на этапе планирования.
  • Неприменимость во многих сферах бизнеса. Если в отдельных направлениях деятельности геймификация способна значительно повысить результативность труда и количество покупок, то в других — ее применение может быть полностью незаметным или даже напротив, приводящим к отрицательным результатам. Например, не стоит использовать геймификацию при работе с клиентами металлургического завода, или же — для дополнительной мотивации сотрудников бухгалтерии.
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (14 голос., средний: 4,40 из 5)
Загрузка...
Обсуждение ( 0)
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>