Профессия гейм-дизайнер

Темы: КадрыОрганизация бизнесаСотрудники

Гейм-дизайнер — это специалист, занимающийся разработкой самых разнообразных игр, в первую очередь компьютерных, но на практике — и множества других. Профессия гейм-дизайнера становится сейчас все более популярной и востребованной, и поэтому многие будущие студенты интересуются, где учиться на гейм-дизайнера и какую зарплату получают люди, работающие в этой сфере. И с этой информацией будет полезно ознакомиться каждому любителю самых разнообразных игр, который хотел бы заниматься творческой деятельностью в своей любимой сфере.

Профессия гейм-дизайнера — что это такое, основные понятия

Одна из относительно молодых на рынке труда профессий — это гейм-дизайнер. Или же — специалист по разработке различных игр. В отношении этой профессии существует множество заблуждений и различных домыслов, которые могут мешать лучше понимать принципы работы в сфере гейм-дизайна, а также особенности трудоустройства и задачи специалистов такой должности.

В первую очередь, необходимо понимать, что гейм-дизайнер — это человек, ответственный за общую концепцию игры. Именно он придумывает ключевые особенности игры, фактические механики, которые будут в ней реализовываться, а также обеспечивает координацию всех других специалистов, работающих над проектом, для достижения строго определенного результата. Таким образом, в большинстве современных игр, именно от гейм-дизайнеров будет зависеть геймплей — сам ход игрового процесса.

Учитывая, что сейчас все более востребованными становится специалисты именно в сфере развлечений и услуг, работу гейм-дизайнера можно с уверенностью отнести к одной из профессий будущего. И далеко не в последнюю очередь именно поэтому все больше молодых людей посвящают себя работе в этой сфере. В то же самое время, сейчас гейм-дизайн, как отрасль, еще развивается и это подразумевает огромное количество трудностей для тех, кто хочет реализовать себя в подобном аспекте деятельности. Поэтому, прежде чем думать над тем, как стать гейм-дизайнером, следует понимать основные принципы работы в этой профессии, а также задачи такого специалиста и необходимые навыки.

Задачи гейм-дизайнера — чем он занимается в разработке игр

Как уже было сказано ранее, основной задачей гейм-дизайнера является составление общего видения игры, непосредственно игрового процесса. Конечно, у каждой современной компании есть свои взгляды на разработку игр и свой спектр задач, с которыми сталкиваются специалисты в сфере геймдизайна. К базовым задачам, с которыми так или иначе приходится работать в профессии геймдизайнера можно отнести следующие обязанности:

  • Разработка дизайн-документа. Дизайн-документ или диздок — это базовое понятие в гейм-дизайне. Если говорить вкратце — это фактически текстовое описание всей игры, всего игрового процесса, существующих в нем механик, правил и других вопросов, связанных с геймплеем.
  • Составление технических заданий. Для воплощения дизайн-документа необходимо создать точные и последовательные технические задания, по которым будут работать другие специалисты, непосредственно обеспечивающие создание игры.
  • Оценка продуктов конкурентов. Для оценки имеющихся наработок и потенциала тех или иных решений, гейм-дизайнер должен регулярно быть в курсе нынешних трендов игрового рынка, действий и продуктов конкурентов, их сильных и слабых сторон — только так можно создать качественный и актуальный продукт.
  • Коммуникация в рамках компании. Чтобы реализовать игровой процесс, гейм-дизайнеру необходимо регулярно коммуницировать со всеми отделами и работниками, отвечающими за фактическое составление элементов игры. То есть — с программистами, художниками, 3-д моделистами, аниматорами и другими сотрудниками.

Это — лишь базовые задачи в сфере гейм-дизайна, и на практике их решение занимает большую часть времени специалистов, работающих по этой профессии. В то же время, в зависимости от рода деятельности компании и характера работы гейм-дизайнера, количества сотрудников, типа проекта, перечень задач, их комплексность и сложность могут серьезно видоизменяться.

При этом не следует думать, что гейм-дизайнер — это одна единственная должность в рассматриваемой сфере. В крупной компании над игрой одновременно работает множество гейм-дизайнеров. Соответственно, кто-то из них отвечает за виденье отдельных концепций игрового процесса, кто-то — исключительно за оценку общей концепции игры, другие работники — за взаимодействие с иными отделами и написание четкой технической документации. Подобное разделение труда является необходимым при создании крупных проектов, требующих тщательного и выверенного подхода ко множеству деталей.

Несмотря на то, что гейм-дизайнеры более всего востребованы сейчас в индустрии компьютерных игр, они также работают и в других сферах. Например — в разработке настольных игр, создании квест-комнат, организации фестивалей.

Также различаются гейм-дизайнеры и по разным аспектам игр, над которыми они работают. Например, можно выделить следующие направления в сфере гейм-дизайна:

  • Лид-дизайнер. Это — фактически руководитель команды гейм-дизайнеров, который во многом отвечает в первую очередь за обеспечение эффективного взаимодействия как самих подчиненных друг с другом в рамках разработки игры, так и за взаимодействие команды дизайнеров с другими специалистами компании. Эта специальность в сфере гейм-дизайна требует в первую очередь наличия навыков коммуникации и управления персоналом.
  • Концепт-дизайнер. Такие специалисты отвечают за разработку общей концепции игры, основных ключевых ее особенностей и моментов, не уделяя чрезмерное внимание конкретным деталям, и обеспечивают курирование процесса дизайна впоследствии, равно как и исправление изначального проекта при необходимости. Именно концепт-дизайнеры чаще всего занимаются разработкой диздока.
  • Нарративный дизайнер. Сотрудники в сфере нарративного дизайна обеспечивают разработку непосредственно сюжета игры, ее истории и в целом её хода в рамках игрового процесса. Они отвечают за создание сюжетной развилки. Наиболее близка эта профессия по своей сути к работе сценариста.
  • Дизайнер механики. Такие гейм-дизайнеры разрабатывают отдельные концепции механики игры, например — рассчитывают применяемые в игре формулы, возможные результаты и последствия разных действия игрока с точки зрения установленных правил, и сами разрабатывают такие правила. Данная работа требует хороших познаний в математике и статистике, чтобы создавать эффективно работающую систему игры в целом.
  • Визуальный дизайнер. Эти специалисты создают общую визуальную концепцию игры — образы персонажей, окружающего пространства, внешнего исполнения печатной и другой материальной продукции. Деятельность в данной сфере часто требует хорошего воображения и хотя бы базовых навыков в сфере изобразительного искусства.

Самые распространенные мифы о профессии гейм-дизайнера

Профессия гейм-дизайнера сейчас для многих является тайной за семью печатями. Множество людей вовсе не догадываются о ее существовании. Другие же — всерьез заблуждаются относительно того, как именно выглядит работа гейм-дизайнера. И если для простого потребителя такие заблуждения не грозят ничем, то вот для человека, желающего реализовать себя в этом направлении деятельности, эти заблуждения могут стать крайне опасными. Поэтому лучше сразу ознакомиться с мифами и правдой о профессии гейм-дизайнера, чтобы потом не столкнуться с разочарованием. Самые популярные заблуждения о профессии выглядят следующим образом:

Миф №1 — гейм-дизайнером может стать каждый, для этого не надо учиться и что-то уметь.

Это достаточно распространенное заблуждение среди множества людей, которые считают, что стать гейм-дизайнером — это легко и просто. Якобы, можно просто играть в несколько игр и этого хватит, чтобы создавать такие же продукты. Это не так, работа в сфере гейм-дизайна обязательно требует обширного опыта работы в индустрии создания игр или хотя бы понимания базовых принципов этого процесса. К тому же, любому гейм-дизайнеру стоит обладать базовыми познаниями во всех смежных с его работой сферах — так он сможет давать реалистичные задачи программистам, художникам и аниматорам. Хорошие гейм-дизайнеры потому и ценятся так сильно — потому что быть им может не каждый.

Миф №2 — гейм-дизайнером стать невозможно без умения программировать/рисовать/управлять проектами.

Это — обратный предыдущему миф. Мол, гейм-дизайнером может стать уже состоявшийся программист, художник или управленец. Конечно, наличие образования, опыта работы в смежных сферах — это однозначный плюс для соискателя подобной работы. Однако отнюдь не ультимативное и обязательное требование. Множество известных сейчас гейм-дизайнеров, начинали свою работу не имея никакого профильного образования и опыта — и добились успеха.

Миф №3 — гейм-дизайнером невозможно найти работу.

Наиболее распространенное заблуждение для потенциальных гейм-дизайнеров на постсоветском пространстве. Действительно, специалисты по гейм-дизайну куда более востребованы за рубежом. Однако есть достаточно много российских и украинских студий, особенно в сфере мобильных игр и приложений, где хороший гейм-дизайнер сможет найти работу. Кроме этого, гейм-дизайнеры могут работать и с зарубежными компаниями в качестве фрилансеров. Конечно, в топ-компаниях удаленные работники не нужны, но все же, хорошему гейм-дизайнеру можно найти достаточно неплохую и оплачиваемую работу за границей, не покидая своего домашнего компьютера.

Миф №4 — гейм-дизайнер гребёт деньги лопатой.

Несмотря на то, что в ведущих ААА-проектах гейм-дизайнер является одним из ключевых специалистов, не стоит забывать, что должность ведущего дизайнера в международной компании вполне сравнима с должностью исполнительного директора в каком-либо проекте. А значит — такие специалисты действительно редкие, действительно зарабатывают очень много, и стать им сможет совсем не каждый. В среднем, зарплаты в сфере гейм-дизайна действительно могут быть высокими по российским меркам, но это компенсируется как определенными сложностями в поиске работы, так и не слишком большим доходом по меркам зарубежных компаний.

Где учиться на профессию гейм-дизайнера

Вопрос о том, где учиться на профессию гейм-дизайнера — не менее актуален для многих абитуриентов, которые хотели бы связать свою профессию с различными играми. И однозначного ответа на него пока еще нет. Несмотря на то, что во многих зарубежных университетах уже есть отдельные направления обучения именно в сфере разработки компьютерных игр и гейм-дизайна, в Российской Федерации пока еще подобных образовательных программ нет.

Однако уже даже в России есть множество курсов, семинаров и вебинаров по обучению основам и более глубоким особенностям гейм-дизайна. Не стоит забывать и о важности наличия смежных навыков. Например, хороший писатель или художник вполне могут обладать талантами, применимыми в гейм-дизайне, равно как и программист с развитой фантазией. Многие компании часто проводят собеседования с людьми, желающими освоить работу гейм-дизайнера, и отбирают фактически кандидатов без какого-либо образования, но обладающих нужными качествами.

И, конечно же, не стоит забывать, что, как и во всех современных профессиях, работодатели здесь ценят куда выше личный опыт и навыки сотрудника. Поэтому, не стоит искать специализированные учебные программы по гейм-дизайну — наличие одной лишь «бумажки» об окончании обучения вряд ли серьезно повысит шансы трудоустройства. А вот участие в каких-либо проектах, особенно достигших потребителя — это уже серьезный плюс для возможного трудоустройства.

Как стать геймдизайнером, и что для этого нужно знать

Стать гейм-дизайнером, как уже говорилось, в Российской Федерации возможно. И первое, что для этого нужно сделать — ознакомиться с существующими вакансиями и требованиями к специалистам в них. Вакансий в сфере гейм-дизайна сейчас, к сожалению, не так уж и много, однако — есть большое количество инди-проектов, в которых всегда востребованы добровольцы, способные работать над игрой на волонтерских началах.

Совсем необязательно, что вложение времени в инди-проект будет неоплаченным. Есть множество успешно реализованных инди-игр, создатели которых смогли успешно выпустить готовый продукт и завоевать многомиллионную аудиторию, принесшую им солидный доход в будущем.

Даже проработав какое-то время в качестве инди-разработчика, если продукт будет в итоге выпущен и получит хоть какие-то рецензии от потребителей — шансы на трудоустройство в действующую компанию с полноценной зарплатой будут намного выше. Но кроме этого, необходимо изначально понимать, какими качествами и знаниями следует обладать, для работы в гейм-дизайне. Как и в большинстве современных профессий, требуемые навыки можно разделить на Hard skills и Soft Skills. К первым относится именно наличие профессиональных специфических навыков, которые потребуются гейм-дизайнеру, например:

  • Навыки работы в таск-менеджерах. Работа гейм-дизайнера во многом связана с взаимодействием с большой командой других специалистов. И для этого следует уметь работать в специализированных программах.
  • Опыт работы в сфере гейм-дизайна. Успешные проекты — это самый лучший показатель наличия фактического опыта работы. Кроме этого, можно вести разработки и самостоятельно — для создания своего собственного портфолио.
  • Навыки программирования. Если гейм-дизайнер обладает опытом в программировании, особенно в сфере разработки игр — он наверняка заинтересует работодателя, так как всегда будет находиться «на одной волне» с непосредственными исполнителями технической части игры.
  • Навыки рисования и моделирования. Гейм-дизайнер, умеющий работать с художественными произведениями, всегда будет полезен работодателю, ведь он сможет выполнять часть работы художников и моделистов, готовя наглядные скетчи и занимаясь разработкой общей визуальной стилистики и концепции игры.
  • Навыки автора. Умение писать — сценарии, книги, художественные произведения — это ценный навык для любого гейм-дизайнера, ведь это действительно творческая профессия, к тому же связанная с работой с большими объемами текста.
  • Математические знания. Гейм-дизайнер является часто ответственным и за разработку непосредственных правил игры и используемых в ней формул. Поэтому опыт работы с математическими моделями и хорошие познания в математике — это отличный плюс для любого гейм-дизайнера.
  • Игровой опыт. Любой гейм-дизайнер должен постоянно находиться в курсе всех игровых новинок в своей сфере, деятельности конкурентов. Он должен регулярно играть в игры, отмечая их позитивные и негативные стороны для потребителя. Конечно, для человека, действительно интересующегося гейм-дизайном — наличие таких навыков будет практически гарантированным.

Однако, в сфере гейм-дизайна прикладные познания не так важны, как личностные качества, именуемые Soft skills. Именно к ним работодатели относятся наиболее пристально, и предпочтут выбрать кандидата, не имеющего опыта работы, но обладающего хорошим потенциалом для его раскрытия. К ключевым навыкам в этом вопросе можно отнести следующие качества:

  • Коммуникабельность. Работа гейм-дизайнера всегда связана с взаимодействием с другими людьми, и поэтому он должен обладать действительно хорошими навыками общения и коммуникации для успешной работы.
  • Лидерство. Чаще всего именно гейм-дизайнер является общим лидером команды разработчиков, ведь он создает саму игру, а остальные сотрудники лишь обеспечивают ее техническую реализацию.
  • Адекватная самооценка. В любой творческой профессии наличие объективной самооценки — одно из основных требований к успешному работнику. Он не должен считать свое мнение истиной в последней инстанции, однако и не должен слишком часто сомневаться в своих решениях.
  • Многозадачность. Гейм-дизайнер должен одновременно работать со значительными количеством самых разных аспектов игры, создавая из разрозненных элементов целостный продукт. И поэтому ему всегда нужно уметь легко переключаться между десятками процессов без снижения своей эффективности.
  • Готовность к компромиссам. Разработка любой игры всегда связана с компромиссами. Ограниченный бюджет, жесткие сроки, установленные издателем, текущие игровые тренды и ожидания потребителей, способности и навыки команды, её размер — все это регулярно требует приходить к компромиссам, зачастую жертвуя чем-то значимым ради выпуска готового продукта. И без этого добиться успеха в сфере гейм-дизайна просто невозможно.

Какую зарплату получает гейм-дизайнер и каковы условия работы

Зарплата гейм-дизайнеров — ещё один немаловажный вопрос для начинающих разработчиков. В целом, эта профессия может похвастаться крайне большим разбросом в вопросах оплаты труда сотрудников. Так, для начинающих гейм-дизайнеров в небольших компаниях зарплата в России может находиться на уровне 20-25 тыс. рублей в месяц. В то же время ведущие дизайнеры мировых корпораций зарабатывают вплоть до 100 тыс. долларов ежемесячно и даже больше этого.

Все в этом вопросе зависит от того, как именно подаст себя человек при трудоустройстве, и где и как он будет работать. К тому же не следует забывать и о том, что многие гейм-дизайнеры могут регулярно менять проекты или работать не на постоянном месте работы — а в рамках сотрудничества только в вопросах создания одной конкретной игры, после чего приступать к дальнейшему поиску работы в другой сфере. Все это накладывает дополнительные ограничения с точки зрения определения размеров зарплаты гейм-дизайнера.

Однако следует быть готовым к условиям работы гейм-дизайнера, которые часто оказываются разочарованием для многих людей, трудоустроившихся в этой сфере. А именно, в работе придется столкнуться со следующими трудностями:

Необходимость кратко и точно излагать свои мысли. Некоторые дизайнеры считают, что чем подробнее они опишут в диздоке (проектной документации) игру — тем лучше. Это не так, ведь необходимо писать также технические задания, и далеко не каждому программисту или художнику будет полезно тратить свое время на чтение десятков и сотен страниц текста, прежде чем начать работать над отдельным аспектом игры.

Готовность переделывать работу почти с нуля. Как уже упоминалось ранее, каждый гейм-дизайнер должен быть готов к компромиссам. Некоторые решения за время работы могут устареть, другие могут оказаться слишком сложными для реализации, третьи — не смогут быть реализованы в принципе. При работе в крупных компаниях дополнительные условия могут устанавливаться продюсерами, издателями и правообладателями, что может потребовать неоднократного пересмотра диздока и исправлений в нем по ходу разработки.

Умение писать большие объемы информации. Большая часть работы гейм-дизайнера — это именно оформление текста. Сюжет игры, ее базовые принципы, описание ожидаемых эмоций от игрока — все это приводит к тому, что значительная часть работы превращается в рутинный процесс, требующий ежедневной кропотливой работы.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (18 голос., средний: 4,40 из 5)
Загрузка...
Обсуждение ( 0)
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>